Развитие западного рынка газового оборудования происходило постепенно. Поэтому термин «поколение ГБО» не применяется в международной классификации. Информацию о жестком разграничении между несколькими поколениями газового автомобильного оборудования найти невозможно. Когда производитель устанавливает в систему новый узел, маркетологи торопятся назвать его следующим поколением. Основные отличия заключаются в методе управления впрыском и способе доставки топливной смеси в цилиндры.
1 поколение как точка отсчета
При разряжении газа в коллекторе осуществляется его подача. Во время запуска двигателя начинает двигаться мембрана внутри редуктора, а газ поступает к карбюратору. И в этом необыкновенно элегантном техническом решении германских инженеров ясно отражается функциональность, как основная идея национальной автостроительной школы.
В схеме задействованы:
- газовая магистраль,
- вакуумный редуктор в качестве испарителя,
- баллон,
- трубка, по которой газ подается к карбюраторной врезке.
Чтобы редуктор быстрее откликался на запуск двигателя, производители встроили электромагнитный клапан в агрегат, который при зажигании получает импульс.
2 поколение
Эволюция газового оборудования пошла в начатом направлении: ускоряя реакцию, конструкторы пытались подачу топлива сделать еще более точной.
Усовершенствование ГБО потребовалось, когда появились моноинжекторные автомобили. Газ в них должен доставляться в цилиндры при отсутствии карбюратора, поэтому пришлось придумать специальный смеситель и поместить его перед входом в коллектор, в ресивер. Обратный клапан в конструкции узла служит защитой от несанкционированного воспламенения топливной смеси из газа и воздуха.
Чтобы бортовой компьютер автомобиля не посчитал ситуацию аварийной, пришлось использовать так называемый «эмулятор бензофорсов». Дозатор газового топлива с управляющим контроллером размещен перед смесителем, получающим сигналы от датчиков ДВС.
3 поколение
Для цилиндров используются механические форсунки, имитирующие впрыск бензина. При высоком давлении происходит открывание штоков дозатора. Однако, дозатор не может регулировать подачу с такой же скоростью, как контроллер, обрабатывающий информацию датчиков мотора. Конструкторам пришлось задуматься над тем, как осуществить прямую связь форсунок и электронного блока управления.
4 поколение
Для устранения недостатков третьего поколения ГБО форсунки напрямую связали с ЭБУ. Блок управления продолжает скрывать газовую систему от бортового компьютера, собирая показатели от бортовых датчиков и осуществляя руководство аппаратной частью. В задачи ЭБУ входит управление режимами подачи топлива и контроль его уровня в газовом баллоне. Вместо редуктора-испарителя в установке выполняет главную функцию прошивка блока управления.
5 и 6 поколения
Наступила новая эпоха для автомобилей на газовом топливе. В цилиндры через штатные форсунки поступает сжиженный газ, и необходимость в испарителе в конструкции полностью отпала. Однако, IT-технологии пришлось усовершенствовать и применить персонифицированное ПО.
Появление газового насоса и специального регулятора давления помогло осуществить оборот газового топлива по типу бензиновой схемы. Благодаря точному впрыску стал мощнее мотор, способный теперь ездить как на газу, так и на бензиновом топливе. Для ГБО не требуется отдельного технического обслуживания.